вторник, 12 октября 2010 г.

Что вы будете на завтрак: яичницу или рецепт?

Как вы думаете, какой повар лучше – тот, который умеет готовить 10 простых, вкусных, сочных блюд – или тот, который прочитал 10 больших кулинарных книг, но ни разу не стоял у плиты?

С каким водителем вы без проблем поедете – с тем, кто прочитал правила дорожного движения и впервые учится переключать передачи – или с тем, кто уже 10 лет безаварийно «таксует», не удосужившись пролистать ПДД?

С каким менеджером вы предпочтёте работать – опытным и доказавшим свою репутацию хорошего руководителя – или с новичком, но прочитавшим 5 книг по управлению?

И допустимо ли быть теоретиком в сфере тестирования?


В чём разница между знанием, навыком и опытом?

Вы можете прочитать об аэродинамике птиц и получить представление о том, как они летают. Сможете ли вы летать? Врядли. Это – знание.

Вы можете пойти на курсы вождения. Там вас научат крутить баранку, переключать передачи и даже парковаться задним ходом. Неуверенно и с каплей пота на лбу вы сможете передвигаться по улицам, судорожно вглядываясь в светофоры и пытаясь прочуствовать габариты. Но навык уже есть, едем!

Через год вы разговариваете по мобильному за рулём, засматриваетесь на особей противоположного пола и рекламу, а светофоры замечаете боковым зрением. Это – опыт.


Теория и практика – в поисках золотого сечения

Практиковаться без базовых знаний опасно. Прежде чем выезжать на улицу, надо знать, что красный свет светофора означает «СТОП», а зелёный – «Welcome!». Перед первой операцией хирургу не помешает ознакомиться с анатомией. Теория важна и даже необходима – хотя, увы и ах, без практики она ничего не даст.

Исходя из моих наблюдений, 90% тестировщиков НЕ УМЕЮТ использовать классы эквивалентности и граничные значения. Это простые (читай: элементарные), эффективные и необходимые техники. Про них все слышали. Про них все знают. Почти все знают что это. И почти никто НЕ УМЕЕТ их использовать (считая, что умеют :-) ). Хотя это – фундамент!

Зато, эти люди гонятся за новыми и новыми знаниями, которые они не смогут применять.

Китайский вопрос: «А нахуа?».


Почему так много тестировщиков – теоретики?

1. Потому что делать что-то новое страшно – а вдруг не получится?

2. Потому что в СНГ тестирование в зачаточной стадии и в 90% случаев «тестированием» называют мартышкины кликанья. Так принято!

3. Потому что вокруг полно теоретиков. С кого брать пример?


Почему надо становиться практиком?

1. Тестирование – это очень интересная и увлекательная область деятельности. Но только если вы не стоите на месте. Только если вы всё время пробуете новое. Только если вы всё время растёте. Иначе – скучные и нудные задачи с тыканьем на кнопочки.

2. Чтобы обеспечить себе быстрый карьерный рост. Почему у некоторых людей карьера стремительная и успешная, а некоторые годами работают младшими тестировщиками? Обычно, знания тут ни при чём…

3. Чтобы приносить реальную пользу. Знания, складируемые в голове, не помогут продукту успешно выйти в срок.


Уболтала, чертяка языкастая. Что делать?

1. Не ждать приглашений что-то сделать. Не вините в отсутствии роста компанию или работодателя. Начните ДЕЛАТЬ сами. Не читать, не учить. ДЕЛАТЬ.

2. Выпишите конкретные, понятные, небольшие шаги. Нарисуйте свой первый майнд меп по продукту, если вы этого ещё не делали. Напишите тест-план. Поиспользуйте Pairwise. Попробуйте новый софт.

3. Отставить бояться! Первый раз не получится – это нормально. Не надо думать, что используемый подход или инструмент не эффективны. Негативный результат – это новые знания о том, что стоит улучшить. Но не опыт! Добейтесь результата!

4. Читая книгу или посещая тренинг, проецируйте теорию на свою работу и выписывайте: что из новой информации я могу попробовать? Как я могу это сделать? Когда это будет полезно? Если после книги или тренинга вы не определили план действий – значит, вы совсем не получили пользы!

5. Если во время решения каких-либо задачек в области тестирования у вас возникнут сложности или вопросы – обращайтесь. Во имя искусства я помогу абсолютно безкоштовно, то есть даром. Условие простое: не спрашивать про сферических коней в вакууме. Конкретные примеры, задачи, проблемы. Вопросы «КАК… ?», а не «расскажи мне что-нибудь про Мадагаскар».


Не уболтала, ерунда это всё.

Ну и ладно. В мире были, есть и будут люди, которые закрываются от нового опыта. Которые боятся что-то делать и считают, что теоретические знания без применения приносят им пользу. Которые много знают и ничего не умеют. Но прежде чем войти в число таких людей, подумайте: Что вы хотите на завтрак? Яичницу или рецепт её приготовления?

12 комментариев:

  1. Эти советы - тоже "теория", если человек этого не понимал до прочтения, он не поймёт это и после ;) Если понимал - то статья ничего не даст, сам всё знает..
    Возникает китайский вопрос :)

    ОтветитьУдалить
  2. Мотивировать - кнутом.

    Угрожать - пряником.

    От разрыва шаблона многое может двинуться в правильном направлении.

    ОтветитьУдалить
  3. Я бы добавил к призыву Наташи такую мысль. Что надо не бояться делиться знаниями. Многие получив (прочитав, добыв, тяжело поработав получили) уникальные на их взгляд знания, бояться их применить. "Китайский вопрос". Знания настолько уникальны?! "Идеи летают в воздухе" (с) Да, кто-то другой через определенное время найдет то что вы читали, и применит это на практике. И Вы окажетесь позади. Поэтому обязательно надо применять, и всем рассказывать что Вы изучили и внедрили. И затем снова изучать новое, и опять внедрять, и так далее по циклу.

    ОтветитьУдалить
  4. ДАДАДАДА! Да Наталья, супер пост! Видно наболело :))

    ОтветитьУдалить
  5. Игорь, привет! Согласна, обучение других - лучший способ самому учиться :) И не надо ничего в себе копить, знания не иссякаемый ресурс :)

    ОтветитьУдалить
  6. Стас, привет!
    Вопрос: "Наболело?". Ответ: ДАДАДАДАДА!!!

    :)

    ОтветитьУдалить
  7. Вечер добрый, Наталья!

    Заметка очень интересная, однако возник вопрос по пункту "Отставить бояться!" Звучит заманчиво, однако я не уверен, что обычный инженер по качеству сможет вот так просто без обоснования использовать новые метрики\утилиты в своей работе. И уж тем более, если результат окажется отрицательным, то... А обосновать довольно трудно ввиду отсутствия как раз таки практических навыков. Вот и получается замкнутый круг, особенно если в компании процесс тестирования считается уже "поставленным".

    ОтветитьУдалить
  8. apetrov2:

    Если исходить из такой ситуации, то всё... Сделать ничего нельзя, улучшить ничего нельзя, всё будет как есть на веки вечные...

    Не верю! В конце концов, можно и коммуникативные навыки в аргументации руководству развить ;)

    ОтветитьУдалить
  9. Под поставленным процессом тестирования я имел ввиду следующее: текущее качество продуктов соответствует ожидаемому. Это значит, что аргументация может быть одна - уменьшение времени тестирования при сопоставимом качестве. На это, конечно, компания пойдёт, но тестировщик как минимум должен оценить время выполнения задачи в свете новых инициатив. Без практических знаний это не реально.

    ОтветитьУдалить
  10. А пока не попробовать - практических знаний не появится. Замкнутый круг?

    ОтветитьУдалить
  11. Да, сразу хочу оговориться, что абсолютно поддерживаю Ваш призыв! Только лишь хочу добавить: пробовать нужно, но не в ущерб проекту. Останьтесь после работы или же посвятите часть свободного времени дома новой практике. И лишь когда вы будите уверенны в собственных силах, включайте новые знания в повседневные процессы. Мне так в своё время пришлось "выкручиваться" с автоматизацией....

    ОтветитьУдалить