суббота, 18 декабря 2010 г.

Отзывы на тренинги - зачем и какие?

Последнее время неоднократно поднималась тема отзывов на тренинги (пруф1 - в блоге Алексея Баранцева и пруф2 - в блоге Татьяны Голубевой).

Так уж получается, что для меня эта тема тоже является крайне важной, вследствие чего захотелось классифицировать отзывы и показать, на что они влияют.

В соответсвии со свежепридуманной классификацией, существует 4 типа отзывов:
* Позитивные неконструктивные
* Негативные неконструктивные
* Позитивные конструктивные
* Негативные конструктивные

Позитивные неконструктивные отзывы

Это отзывы "Всё супер!", "Спасибо, классно!" и "Приезжайте к нам ещё!".
Таких отзывов преобладающее большинство.

Что дают такие отзывы?

Тренеру: приятно.
Потенциальным ученикам: ничего - неинформативно. Если кому-то что-то было "супер", то кому-то ещё оно может быть совсем не супер, потому что "суперы" у всех разные.

Негативные неконструктивные отзывы

Это отзывы из серии "Полная фигня!", "Ерунда!" и "Бесцельно потраченное время!". Таких отзывов у меня, к счастью, не было :)

Что дают такие отзывы?

Тренеру: ничего*.
Потенциальным ученикам: ничего*.
* - зависит от %, если таких отзывов много - значит что-то явно не так. Но что?

Позитивные конструктивные отзывы

Это отзывы, проясняющие, что именно понравилось участнику. К примеру: "Упражнение про Емелю было очень показательным" или "Самостоятельные задания помогли многое понять и научиться применять на практике".

Что дают такие отзывы?

Тренеру:
понять, что нравится ученикам. Как следствие - что следует продолжать использовать в обучении, каким образом создавать новые тренинги, на чём расставлять акценты.
Потенциальным ученикам: что именно в тренинге хорошо, почему на него есть смысл идти, в каких ситуациях он может быть полезен.

Негативные конструктивные отзывы

Это отзывы, поясняющие, что именно не понравилось участнику. Примером такого отзыва может быть "Тренер слишком быстро говорит, и вместо слова "человек" слышится слово "чек"" или "Для понимания всех вопросов было недостаточно практики" или даже "Сахара на втором перерыве не хватило".

Что дают такие отзывы?

Тренеру: сразу видно, что следует улучшать. Какие моменты исправлять, что именно не нравится - в общем, "куда копать". При этом, изменения не всегда затрагивают тренинг. На тренинг "Управление автоматизацией" я однажды получила негативный отзыв, что этот тренинг рассчитан только на менеджеров. Но так как это полностью соответствовало действительности, то результатом такого отзыва стало дополнение описания, в котором я дополнительно сконцентрировалась на том, что тренинг рассчитан именно на управление и не затрагивает технические аспекты.
Потенциальным участникам: сразу видно, в каких случаях ходить НЕ стОит. Если описанный "выпускником" негатив для вас важен, то вы просто не пойдёте на такой тренинг и сэкономите своё время и деньги.


Выводы:


Тренеру: Делайте анкеты, способствующие конструктиву. Лично у меня в анкете по разным строкам/параметрам тренинга (Материал, подача, организация) идут 2 столбца: "что именно понравилось?" и "что хочется улучшить?".
Участнику: Если вы посетили какой-то тренинг, то помимо обучения вы так же были и его тестировщиком. Конструктивные отзывы (и позитивные и негативные) ОЧЕНЬ полезны как тренеру (он сможет сделать тренинг лучше), так и потенциальным ученикам. Не экономьте несколько минут - поделитесь мнением!

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий