Долго писала комментарий к интересной теме, а он потерялся :(
Напишу ещё подробнее и здесь :)
Usability тестирование в сфере разработки ПО - это проверка удобства использования продукта. На эту тему есть как минимум одна интересная книжка:
Я постараюсь сформулировать своё мнению про юзабилити-тестирование, основанное как на чтении книжек/статей, так и на собственном опыте. Я не претендую на полноту описания и на полноценность списка способов. Отнюдь! Но это - те базовые шаги, которые являются 20% действий по закону Паретто и которые принесут угадайте сколько результата :)
1) Самое главное в тестирование юзабилити - определить его цели. Что будет делаться по результатам тестирования юзабилити? Будут ли исправляться дефекты, есть ли приоритет, направленность проекта/компании в целом на юзабилити? Если нет - Вы попусту тратите время. Почему это пункт 1? Потому что в России такого приоритета зачастую нет. А своё время надо экономить ;)
2) Если всё же смысл в юзабилити-тестировании есть, то следующий важный шаг - узнать Вашу ЦА, целевую аудиторию.
Почему важно понять, кто Ваши пользователи? Приведу пример с общеизвестными продуктами: антивирусами, средствами архивирования, графическими редакторами. Зачастую, приложения для домашних пользователей и корпоративных пользователей имеют идентичный функционал. Но антивирус для домохозяйки имеет все базовые предустановки, и в большинстве случаев ей просто надо нажать на кнопку. Но если это корпоративный антивирус, который настраивают админы, то им нужна панель управления космическим кораблём :)
Функционал один - количество кнопок, настроек, их сложность и т.д. - разные. Найти соприкосновение для таких целевых аудиторий будет сложно.
Аналогично - с графическим редактором. В MS Paint'e есть почти всё, что нужно простому смертному, который испугается менюшек фотошопа. Зато дизайнера явно не устроит MS Paint...
3) Целевая аудитория - это те люди, чьё мнение для Вас важно. Но помимо этого, Вам надо понимать, как обычно используется Ваш софт в "боевых условиях". Говоря простым языком, Вам нужно составить ментальную модель пользователя :)))
Когда ИТ-шники тестируют софт для бухгалтерии, они обычно ориентируются на свои предпочтения и свою специфику отрасли. Запуская одни и те же программы каждый день, мы привыкаем к любому неудобству. Потому, что мы тестируем, а не используем. Это - две большие разницы :) Цель создания ментальной модели - понять, как продукт ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, и его тестирование соответствующим образом.
Как Ваш софт запускают? Из каких менюшек куда заходят? Что используют часто, а что - редко? Что важно? Какие проблемы и задачи решает пользователь при помощи Вашего софта?
Один раз я столкнулась с неприятным опытом. В продукте, который я зарелизила, среди прочих был один всем известный дефект, который казался нам непринципиальным. (Нам = 40 тестеров, 60 разработчиков и парочке аналитиков). Мы были уверены, что этот функционал никто не использует.
Как же мы удивились, когда получили массу жалоб и отказов именно из-за этой "мелочи"!
Этот полученный опыт я считаю хоть и негативным, но очень важным. Тестировщики всё же не пользователи. Надо узнавать настоящих пользователей, чтобы "отстаивать их права" :)
Теперь, переходим к процессу и техникам :)
4) Не торопитесь устраивать исследования. Тестируйте сами. В этом Вам помогут знание пользователей, common sence и общепринятые нормы юзабилити. Чтобы их узнать, погуглите usability guidelines. Они бывают для разных ОС, для ВЕБа и т.д. По ним, сначала проверьте сами и оцените, насколько соответствует им Ваш софт и насколько готова Ваша команда править ошибки. Если этот этап пройден успешно - идём дальше!
5) Проводим исследования.
* Ищем ЦА. Не просто "коридорное тестирование", чтобы найти кого-угодно, а конкретных, подходящих людей, которые будут использовать Ваш продукт!
* Мотивируем их. Мы можем предложить более качественный софт потенциальным клиентам. Мы можем предложить деньги подходящим людям. Не надейтесь, что кто-то будет серьёзно расценивать Ваши опыты просто так :)
* Не делайте многонедельных исследований. Это просто долго, и юзтестеры так же замылят глаза, как и обычные тестеры. Юзтестирование должно быть коротким и быстрым.
* Вы можете провести простое исследование, попросив пользователей
- Выполнить ~5 простых основных действий, не описывая ни в коем случае шаги! Только действия. Пусть они сами ищут, как это сделать, и опишут Вам проблемы, с которыми столкнулись.
- Потыкать кнопочки и описать, что понравилось и что не понравилось :)
- Пригласить их к себе и попросить сделать эти самые действия. Понаблюдайте, с чем они сталкиваются. В анкете они не смогут описать всего, с чем столкнулись, так как сами не заметят своих "заминок". Зато, это можете заметить Вы :)
- Используйте специальные средства для записи действий пользователей, которые Вы потом сможете проанализировать в спокойной обстановке.
- И да, я не советую Вам проводить лабораторные исследования и записывать количества движений глаз :) Во-первых, я сама этого никогда не делала, во-вторых, я ещё не работала с софтом, у которого достаточно высокий уровень юзабилити для того, чтобы эти исследования могли быть оправданными.
6) Анализируем результаты.
* Не пытайтесь исправлять всё, на что пожалуются юзтестеры. Некоторые из них такие марсиане, что их комментарии окажутся бесполезными для всех остальных пользователей. Ищите золотую середину и не забывайте про common sence.
* Найдите способ подтвердить, что исправления полезны. В принципе, это следствие из предыдущего абзаца :)
* Выработайте критерии критичности юздефектов. Невозможность найти опцию и лишний клик - это разные весовые категории.
* Не пытайтесь компенсировать юзтестированием недостаток изначального анализа. Это будет выстрел пушкой по воробьям.
суббота, 19 июня 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Есть еще одна книга, неплохо затрагивающая саму суть веб-юзабилити: Веб-дизайн: книга Стива Круга, или "не заставляйте меня думать!"
ОтветитьУдалитьКак хорошее начало в понимании сути юзабилити - она мне пришлась очень по душе.
"Самое главное в тестирование юзабилити - определить его цели" - это для любого тестирования верно.
ОтветитьУдалитьНе соглашусь с Julia Nechaeva. Я считаю, что "Самое главное в юзабилити тестировании - это правильно подобрать ЦА и определить действия, которые в конечном итоге должен сделать пользователь." Не мало важный аспект, это инструменты , которыми вы будете пользоваться (так как стоит выбрать не правильный инструмент и все тестирование будет бесполезным).
ОтветитьУдалить